Аналитический отчет





"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как это делали вчера"-это высказывание американского философа, основоположника проблемного обучения актуально и сегодня. Действительно, время идет и все меняется: люди, общество, взгляды, ценностные ориентиры, принципы. Школа тоже меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения. А современные дети уже не такие как 30, 20 или 10 лет назад, они сильнее ощущают свое «Я», хорошо ориентируются в постоянно меняющемся информационном пространстве. Они усваивают ту информацию, про которую понимают, зачем она им нужна. Современные школьники желают получать хорошие отметки, но не желают прилагать каких-либо усилий. Они критично относятся к основным школьным предметам, считая их скучными. Из вышесказанного я сформулировала для себя проблему: «Современные дети не хотят учится, то есть у них нет мотивации!» И эта проблема осложняется тем, что у меня учатся разные дети: по темпу усвоения материала, по математическим способностям. Среди них дети с ОВЗ, иноязычные, слабоуспевающие и мотивированные, которые имеют различные потребности в обучении. Поэтому главная цель моей педагогической деятельности в формировании личности, способной действовать в условиях современного технологического информационного общества.
Но как изменить ситуацию, чтобы разные категории детей не только освоили программный материал, но и, сдав экзамены, стали успешными людьми?Есть два возможных пути: первый – заставить детей хотеть; второй – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. Заставить хотеть трудно, но можно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика. Второй путь предполагает опору на внутренние стимулы к учебе.Я поняла, что мне необходимо применять приемы и методы, которые помогут детей всех категорий включить в образовательный процесс и пошла по второму пути. А начала его с изучения методик обучения, соответствующих условиям реализации ФГОС ООО, концепции инклюзии и запросам современного ученика. Наиболее близкой мне оказалась концепция И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, которая определяет инновационные методики обучения для каждого элемента содержания образования, будь то полученный опыт, отражающийся в знаниях, творческая деятельность и эмоционально-ценностное отношение к действительности, выражающееся в мотивации.
Таким образом, я сформулировала для себя тему «Повышение мотивации обучающихся через современные методы преподавания математики».Новизна моего опыта заключается в интеграции инновационных методов, их адаптации к разным категориям детей.
Для повышения мотивации и активизации учебной деятельности я использую инновационные методы обучения (проблемный, программированное обучение, эвристический, построение математических моделей, аксиоматический)и педагогические технологии (информационно-коммуникативная, критическое мышление, здоровьесберегающая, развивающее обучение и др.). Используя методы обучения в совокупности и в интеграции между собой, иду по пути повышения мотивации и интереса к изучаемому предмету.
Изучение математики- это очень трудоемкий и сложный процесс. Снижение мотивации определяется большим объемом теоретического и практического материала, который надо не только выучить, но и понять, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся.
Проблемный (перспективный метод), включающий в себя репродуктивный, частично-поисковый и проблемное изложение, используется мной для развития мыслительной деятельности учащихся; математических способностей; формирования интереса к учению и творческого начала; воспитания активности в обучении. С помощью создания различных проблемных ситуаций, таких как, познавательные (теоретическое мышление), оценочные (критическое мышление), организаторско-производственные (практическое мышление), формирую у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, преодолеваю психологический барьер боязни ученика сказать что-то не так, сделать ошибку. Дети легко и свободно вступают в диалог или дискуссию учатся рассуждать, развивая коммуникативные навыки. За последние 2 года увеличилось количество детей, которые перестали стесняться высказывать свое мнение, стали охотнее выходить отвечать к доске, по опросам педагога-психолога, у 97% учащихся любимый предмет-математика.
Индивидуальный подход к каждому ученику обеспечивает программированное обучение, которое подразделяется на метод блок-схем и метод составления алгоритма. Данный метод заключается в правильном отборе и разбиении учебного материала на небольшие порции, частом контроле знаний, в обеспечении каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной скоростью усвоения, что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.
Положительную роль в повышении мотивации учащихся играют здесь «обучающие программы», ЭОРы. Также я использую интерактивные тесты, разноуровневые карточки, развивающие карточки для детей с ОВЗ. Но самым большим успехом у ребят пользуется система голосования Promethean, с помощью которой я могу осуществлять частый контроль и проводить рефлексию. Данная система помогает в режиме реального времени отслеживать степень усвоения материала и при необходимости вносить коррективы. А дети, видя свои результаты, могут оценить себя.
К самым эффективным методам я отношу эвристические формы урочной и внеурочной деятельности: эвристические уроки, олимпиады, деловые игры, интерактивные формы обучения. Эвристический метод включает в себя метод итераций (приближение к цели путем многократного повторения учебных действий) и метод декомпозиций (разложение задачи на ряд простых задач). Данный метод способствует созданию учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов и др. Так мы с детьми 5-6 классов создаем объемные модели простых геометрических фигур из бумаги, а старшеклассники выполняют сложные фигуры из проволоки, делают модели для изучения стереометрии. С детьми 9 класса, которые пришли ко мне еще совсем маленькими в 5 класс, уже стало традицией в конце каждой четверти выделять урок для брейн-ринга. Когда я первый раз готовила задания для брейн-ринга своим пятиклассникам, старалась подобрать занимательные, смешные, жизненные задачи. И эта игра их так увлекла, что с течением лет, вот уже повзрослевшие девятиклассники сами принимают участие в организации брейн-ринга, отыскивают интересные занимательные задачи, модифицируют игру изменяя правила. Дети с удовольствием принимают участие в неделе математики, которая проходит каждый год в конце января. В этом году ребята снимали видеоролики «Необычное в обычном», в которых показывали математику в жизни и ее увлекательность.
Наиболее наглядным является метод построения математических моделей.С помощью метода математического моделирования раскрывается двойная связь математики с реальным миром.Модель можно определить, как физическую или математическую конструкцию, определенным образом отражающую объект и служащую для его изучения. Данный метод присутствует и в алгебре, и в геометрии, и в информатике, но на уроках он не раскрывается так красочно и полно, как во внеурочной деятельности. Я веду кружок «Робототехники», который с интересом посещают дети. И хотя робот NXTу нас всего один, детей от этого меньше не становится. Я не учу их собирать робота и программировать, они все делают сами, я только помогаю им поставить цель, направляю их деятельность, «подкидываю» замысловатые задачи, связанные с разными предметами. Так вращение колеса, поворот робота, траектория его движения, сила столкновения или удара тесно связаны с математикой, физикой, а сама программа, которая оживляет механизм, с информатикой. И именно здесь в полном объеме включаются метапредметные связи, происходит самая ярко выраженная интеграция методов обучения. Когда ребятам удается решить поставленную задачу, они с чувством, заметным по виду, самоудовлетворения, довольства, восторга показывают свои результаты в холе школы другим ученикам.
Современный урок требует от нас активно вовлекать в процесс обучения самих учащихся для построения “маленьких теорий”, постепенно расширяющих изучаемую теорию, в которую они включаются. Это позволяет сделать аксиоматический метод (выдвижение теорий и гипотез), который служит для систематизации знаний учащихся, выяснения того, “что из чего следует”, для установления истинности предложений специфическим для математики способом, для вывода новых знаний из имеющихся.Этот метод я использую на всех уроках (математика, алгебра, геометрия, информатика), где нужно внести, что-то новое (и это не только уроки изучения нового материала).  Я предлагаю детям задачу в ближнем круге их интересов, они начинают выдвигать гипотезы и формулировать теории на основе уже изученного, вступают в дискуссию, приходят к переосмыслению своих знаний и проблеме. Здесь происходит интеграция проблемного метода обучения и аксиоматического. В чистом виде аксиоматический метод присутствует на уроках геометрии, но я строю их таким образом, что дети при изучении новой темы сами доказывают теоремы и следствия, даже не подозревая, что в условиях традиционной системы образования, эти теоремы должна доказывать я. Так формируется осознание того, что ученику все по силам и изучение нового материала не является чем-то сверхъестественным.
Чтобы сделать учебную деятельность интересной и не скучной, я применяю методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:
-       апелляция к жизненному опыту детей;
-       создание проблемной ситуации;
-       ролевые и деловые игры;
-       решение нестандартных задач на смекалку и логику;
-       элементы занимательности;
-       «шаг на встречу»;
-       «геометрия в ладони»;
-       «найди ошибку»;
-       «ассоциации»;
-       кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и  т.п..
За время использования мною современных методов преподавания математики приобрела положительную направленность активизация учебной деятельности. Повысилась мотивация изучения предмета. Так учащиеся 5 и 6 классов с удовольствием идут на математику, учащиеся 9-х классов принимают участие в математических олимпиадах. Есть ученики, которые помимо урочной и внеурочной деятельности, занимаются дома программированием, интересуются связью математики с жизненным опытом. Один из моих учащихся занял 1 место в научно-практической конференции с проектом «Графы. Оптимизация маршрута».
Собрав средние данные, отражающие участие детей во внеурочной, творческой, проектной деятельности и проанализировав их, я получила результативность внешних показателей по распределению активизации учебной деятельности: мотивация внеурочной деятельности за три года повысилась на 20%, а в среднем при сравнении периодов на 10%, мотивация творческой и проектной деятельности-на 15% и в среднем на 8%, мотивация изучения предмета - на 30 % и в среднем на 15 % (рис. 1).

рис. 1
В результате повышения мотивации обучающихся ииспользования системно-деятельностного подхода, современных методов преподавания уменьшилась воспроизводящая (на 45%, а в среднем на 23%) и вариативная (на 25%, а в среднем на 13%) самостоятельность, но значительно возросла частично-поисковая (на 35%, а в среднем на 18%) и творческая (на 35%, а в среднем на 20%) (рис. 2). Эти результаты я получила путем сбора и обработки количественных данных учащихся, участвующих в самостоятельной, поисковой и творческой деятельности, на основе качественных результатов. Таким образом, их деятельность направлена не на монотонное заучивание и воспроизведение, как самостоятельно, так и с помощью учителя, а на поиск решения поставленных проблем и задач.

рис. 2
Результативностью внутренних показателей повышения мотивации являются универсальные учебные действия, мониторинг сформированности которых я веду с помощью таблицы критериального оценивания, которая отражает состояние ситуации успешности каждого ученика в освоении предмета (рис. 3, рис. 4).

рис. 3


рис. 4
Заполняя такую таблицу, дети оценивают себя, что формирует адекватное отношение к учебе и предмету. Затем, собирая такие таблицы в течении года, я формирую сводную таблицу достижения УУД по классу (рис. 5, рис. 6).

рис. 5

рис. 6
Данные таблицы помогают мне оценить сформированность универсальных учебных действий каждого учащегося, выявлять проблемные точки и наметить пути их решения. С их помощью я оказываю своевременную помощь ученику по усвоению учебного материала в местах затруднения путем индивидуальной работы и работы по коррекционным карточкам. Кроме всего перечисленного, по данным таблицы я могу составить индивидуальный маршрут ученика.
Используя современные методы преподавания математики, иду по пути повышения мотивации обучающихся, результатом которой является повышение качества образования.Так доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации составила 59,8 % на конец периода, т.е. произошел рост качества на 23,5% в целом (рис. 7).

рис. 7
Результатом повышения мотивации является участие обучающихся в очных олимпиадах школьного и муниципального уровней (рис.8).

рис. 8
Видя результаты своей деятельности, систематически работаю по распространению собственного опыта, отражающего элементы использования современных методов преподавания математики в системе урочного и внеурочного обучения. Это открытые уроки «Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-». Вычисление координат точек.» 6-а класс 2016 год, «Деление рациональных чисел» 6 класс 2018 год, ведение личного сайта https://nslebedeva.blogspot.com/,а также транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Учебный год
Уровень мероприятия
Транслирование педагогического опыта
Ссылка на подтверждающий документ
Форма выступления
(пед. советы, круглые столы, мастер-классы, семинары, секции, научно-практические конференции и т.д.).
Тема
2017-2018
муниципальный
Мастер-класс
«Современные методы преподавания математики в рамках реализации ФГОС ООО»
приказ №287 от 12.10.2017
2018-2019
школьный
доклад
«Роль классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ»
Протокол совещания №1 от 09.01.2019
Моя общественная деятельность заключается в том, что с 2015 года являюсь руководителем молодых педагогов Рубцовского района, возглавляя методическое объединение «Школа молодого учителя». С 2014 года являюсь членом краевой ассоциации молодых педагогов. А также принимаю участие в методических объединениях педагогических сообществ, где обмениваюсь опытом с коллегами (таблица 2).
Таблица 2
Учебный год
Уровень участия
Название профессионального сообщества
Форма участия
Тема выступления
Подтверждающий документ (копия приказа, выписка из протокола и др.)
2017-2018
ОО
МО математиков
Доклад
Доклад
«Современные методы преподавания математики в рамках реализации ФГОС ООО»
«Внедрение критериальной системы оценивания предметных и метапредметных УУД в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Протокол №1


Протокол №2
2017-2018
муниципальный
1)ШМУ

2)МО математиков
1)доклады

2)мастер-класс
1)»Структура уроков по ФГОС», «Методы повышения мотивации обучающихся»
2)«Современные методы преподавания математики в рамках реализации ФГОС ООО»
Протокол №1


Протокол №3
2017-2018
окружной
Ассоциация молодых педагогов Алтайского края
участник
Тема заседания:«ГеографияРубцовского образовательного округа. Атлас новых педагогических коммуникаций»
Приказ №21-05/05/346 от 20.04.2018
Проверяю значимость своей деятельности, участвуя в конкурсах профессионального мастерства (таблица 3).
Таблица 3
Учебный год
Уровень участия
Наименование конкурса профессионального мастерства, в том числе в интернет – конкурсах(некоммерческих)
Результат участия (сертификат, грамота, диплом и др.)
Подтверждающий документ (приказ, положение, выписка из протокола)
2017-2018
муниципальный
1)Конкурс мастер-классов «Знаем, умеем, научим!»
2) «Учитель года Алтая-2018»
Диплом победителя

Диплом 1 степени
1)приказ №287 от 12.10.2017
2)приказ №42 от 15.02.2018

Я считаю, что современные методы преподавания и их интеграция между собой запускают механизм активизации учебной деятельности, которая в свою очередь способствует формированию универсальных учебных действий, для достижения образовательного результата.Но образовательный результат - это не столько знания, умения, навыки, сколько формирование личности, способной действовать в современных условиях, на что и направлена моя педагогическая деятельность. И важное для меня в ней - это желание моих учеников познавать неизведанное, делать новые открытия, что способствует нашей совместной продуктивной деятельности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий