"Мы
лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как это делали
вчера"-это высказывание американского философа, основоположника
проблемного обучения актуально и сегодня. Действительно, время идет и все
меняется: люди, общество, взгляды, ценностные ориентиры, принципы. Школа тоже
меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для
реализации динамичного гибкого персонализированного обучения. А современные
дети уже не такие как 30, 20 или 10 лет назад, они сильнее ощущают свое «Я»,
хорошо ориентируются в постоянно меняющемся информационном пространстве. Они
усваивают ту информацию, про которую понимают, зачем она им нужна. Современные
школьники желают получать хорошие отметки, но не желают прилагать каких-либо
усилий. Они критично относятся к основным школьным предметам, считая их
скучными. Из вышесказанного я сформулировала для себя проблему: «Современные
дети не хотят учится, то есть у них нет мотивации!» И эта проблема осложняется
тем, что у меня учатся разные дети: по темпу усвоения материала, по
математическим способностям. Среди них дети с ОВЗ, иноязычные, слабоуспевающие
и мотивированные, которые имеют различные потребности в обучении. Поэтому
главная цель моей педагогической деятельности в формировании личности,
способной действовать в условиях современного технологического информационного
общества.
Но как изменить ситуацию, чтобы разные категории детей не только
освоили программный материал, но и, сдав экзамены, стали успешными людьми?Есть
два возможных пути: первый – заставить детей хотеть; второй – научиться учить
по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны.
Заставить хотеть трудно, но можно. Метод «кнута и пряника», социальное
давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика. Второй путь
предполагает опору на внутренние стимулы к учебе.Я поняла, что мне необходимо
применять приемы и методы, которые помогут детей всех категорий включить в
образовательный процесс и пошла по второму пути. А начала его с изучения
методик обучения, соответствующих условиям реализации ФГОС ООО, концепции
инклюзии и запросам современного ученика. Наиболее близкой мне оказалась
концепция И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, которая определяет инновационные
методики обучения для каждого элемента содержания образования, будь то
полученный опыт, отражающийся в знаниях, творческая деятельность и
эмоционально-ценностное отношение к действительности, выражающееся в мотивации.
Таким образом, я сформулировала для себя
тему «Повышение мотивации обучающихся
через современные методы преподавания математики».Новизна моего опыта
заключается в интеграции инновационных методов, их адаптации к разным
категориям детей.
Для повышения мотивации и активизации учебной
деятельности я использую инновационные методы обучения (проблемный,
программированное обучение, эвристический, построение математических моделей,
аксиоматический)и педагогические технологии (информационно-коммуникативная,
критическое мышление, здоровьесберегающая, развивающее обучение и др.).
Используя методы обучения в совокупности и в интеграции между собой, иду по
пути повышения мотивации и интереса к изучаемому предмету.
Изучение математики- это очень трудоемкий и сложный
процесс. Снижение мотивации определяется большим объемом теоретического и
практического материала, который надо не только выучить, но и понять,
оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся.
Проблемный (перспективный метод), включающий в себя
репродуктивный, частично-поисковый и проблемное изложение, используется мной
для развития мыслительной деятельности учащихся; математических способностей; формирования
интереса к учению и творческого начала; воспитания активности в обучении. С
помощью создания различных проблемных ситуаций, таких как, познавательные
(теоретическое мышление), оценочные (критическое мышление),
организаторско-производственные (практическое мышление), формирую у учащихся
познавательный интерес к изучаемому предмету, преодолеваю психологический
барьер боязни ученика сказать что-то не так, сделать ошибку. Дети легко и
свободно вступают в диалог или дискуссию учатся рассуждать, развивая
коммуникативные навыки. За последние 2 года увеличилось количество детей,
которые перестали стесняться высказывать свое мнение, стали охотнее выходить
отвечать к доске, по опросам педагога-психолога, у 97% учащихся любимый
предмет-математика.
Индивидуальный
подход к каждому ученику обеспечивает программированное обучение, которое подразделяется
на метод блок-схем и метод составления алгоритма. Данный метод заключается в
правильном отборе и разбиении учебного материала на небольшие порции, частом
контроле знаний, в обеспечении каждому ученику работать со свойственной ему,
индивидуальной скоростью усвоения, что является необходимым условием активной
самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.
Положительную роль в повышении мотивации учащихся
играют здесь «обучающие программы», ЭОРы. Также я использую интерактивные тесты,
разноуровневые карточки, развивающие карточки для детей с ОВЗ. Но самым большим
успехом у ребят пользуется система голосования Promethean, с помощью которой я могу осуществлять частый
контроль и проводить рефлексию. Данная система помогает в режиме реального
времени отслеживать степень усвоения материала и при необходимости вносить
коррективы. А дети, видя свои результаты, могут оценить себя.
К самым эффективным методам я отношу эвристические формы
урочной и внеурочной деятельности: эвристические уроки, олимпиады, деловые
игры, интерактивные формы обучения. Эвристический метод включает в себя метод
итераций (приближение к цели путем многократного повторения учебных действий) и
метод декомпозиций (разложение задачи на ряд простых задач). Данный метод
способствует созданию учащимися новых образовательных результатов: идей,
сочинений, исследований, поделок, конкурсов и др. Так мы с детьми 5-6 классов
создаем объемные модели простых геометрических фигур из бумаги, а
старшеклассники выполняют сложные фигуры из проволоки, делают модели для
изучения стереометрии. С детьми 9 класса, которые пришли ко мне еще совсем
маленькими в 5 класс, уже стало традицией в конце каждой четверти выделять урок
для брейн-ринга. Когда я первый раз готовила задания для брейн-ринга своим
пятиклассникам, старалась подобрать занимательные, смешные, жизненные задачи. И
эта игра их так увлекла, что с течением лет, вот уже повзрослевшие
девятиклассники сами принимают участие в организации брейн-ринга, отыскивают
интересные занимательные задачи, модифицируют игру изменяя правила. Дети с
удовольствием принимают участие в неделе математики, которая проходит каждый
год в конце января. В этом году ребята снимали видеоролики «Необычное в
обычном», в которых показывали математику в жизни и ее увлекательность.
Наиболее
наглядным является метод построения математических моделей.С
помощью метода математического моделирования раскрывается двойная связь
математики с реальным миром.Модель можно определить, как физическую или
математическую конструкцию, определенным образом отражающую объект и служащую
для его изучения. Данный метод присутствует и в алгебре, и в геометрии, и в
информатике, но на уроках он не раскрывается так красочно и полно, как во
внеурочной деятельности. Я веду кружок
«Робототехники», который с интересом посещают дети. И хотя робот NXTу
нас всего один, детей от этого меньше не становится. Я не учу их собирать
робота и программировать, они все делают сами, я только помогаю им поставить
цель, направляю их деятельность, «подкидываю» замысловатые задачи, связанные с
разными предметами. Так вращение колеса, поворот робота, траектория его
движения, сила столкновения или удара тесно связаны с математикой, физикой, а
сама программа, которая оживляет механизм, с информатикой. И именно здесь в
полном объеме включаются метапредметные связи, происходит самая ярко выраженная
интеграция методов обучения. Когда ребятам удается решить поставленную задачу,
они с чувством, заметным по виду, самоудовлетворения, довольства, восторга
показывают свои результаты в холе школы другим ученикам.
Современный
урок требует от нас активно вовлекать в процесс обучения самих учащихся для
построения “маленьких теорий”, постепенно расширяющих изучаемую теорию, в
которую они включаются. Это позволяет сделать аксиоматический метод (выдвижение
теорий и гипотез), который служит для систематизации знаний учащихся, выяснения
того, “что из чего следует”, для установления истинности предложений
специфическим для математики способом, для вывода новых знаний из имеющихся.Этот
метод я использую на всех уроках (математика, алгебра, геометрия, информатика),
где нужно внести, что-то новое (и это не только уроки изучения нового
материала). Я предлагаю детям задачу в
ближнем круге их интересов, они начинают выдвигать гипотезы и формулировать
теории на основе уже изученного, вступают в дискуссию, приходят к
переосмыслению своих знаний и проблеме. Здесь происходит интеграция проблемного
метода обучения и аксиоматического. В чистом виде аксиоматический метод
присутствует на уроках геометрии, но я строю их таким образом, что дети при
изучении новой темы сами доказывают теоремы и следствия, даже не подозревая,
что в условиях традиционной системы образования, эти теоремы должна доказывать
я. Так формируется осознание того, что ученику все по силам и изучение нового
материала не является чем-то сверхъестественным.
Чтобы сделать учебную деятельность интересной и не
скучной, я применяю методические приемы, которые влияют на формирование
мотивации:
-
апелляция к
жизненному опыту детей;
-
создание
проблемной ситуации;
-
ролевые и
деловые игры;
-
решение
нестандартных задач на смекалку и логику;
-
элементы
занимательности;
-
«шаг на
встречу»;
-
«геометрия в
ладони»;
-
«найди ошибку»;
-
«ассоциации»;
-
кроссворды,
сканворды, ребусы, творческие работы и т.п..
За время использования мною современных методов
преподавания математики приобрела положительную направленность активизация
учебной деятельности. Повысилась мотивация изучения предмета. Так учащиеся 5 и
6 классов с удовольствием идут на математику, учащиеся 9-х классов принимают
участие в математических олимпиадах. Есть ученики, которые помимо урочной и
внеурочной деятельности, занимаются дома программированием, интересуются связью
математики с жизненным опытом. Один из моих учащихся занял 1 место в
научно-практической конференции с проектом «Графы. Оптимизация маршрута».
Собрав средние данные, отражающие участие детей во
внеурочной, творческой, проектной деятельности и проанализировав их, я получила
результативность внешних показателей по распределению активизации учебной
деятельности: мотивация внеурочной деятельности за три года повысилась на 20%,
а в среднем при сравнении периодов на 10%, мотивация творческой и проектной
деятельности-на 15% и в среднем на 8%, мотивация изучения предмета - на 30 % и
в среднем на 15 % (рис. 1).
рис. 1
В результате повышения мотивации
обучающихся ииспользования системно-деятельностного подхода, современных
методов преподавания уменьшилась воспроизводящая (на 45%, а в среднем на 23%) и
вариативная (на 25%, а в среднем на 13%) самостоятельность, но значительно
возросла частично-поисковая (на 35%, а в среднем на 18%) и творческая (на 35%,
а в среднем на 20%) (рис. 2). Эти результаты я получила путем сбора и обработки
количественных данных учащихся, участвующих в самостоятельной, поисковой и
творческой деятельности, на основе качественных результатов. Таким образом, их деятельность
направлена не на монотонное заучивание и воспроизведение, как самостоятельно,
так и с помощью учителя, а на поиск решения поставленных проблем и задач.
рис. 2
рис. 3
рис. 4
Заполняя такую таблицу, дети оценивают себя, что
формирует адекватное отношение к учебе и предмету. Затем, собирая такие таблицы
в течении года, я формирую сводную таблицу достижения УУД по классу (рис. 5,
рис. 6).
рис. 5
рис. 6
Данные таблицы помогают мне оценить сформированность
универсальных учебных действий каждого учащегося, выявлять проблемные точки и
наметить пути их решения. С их помощью я оказываю своевременную помощь ученику
по усвоению учебного материала в местах затруднения путем индивидуальной работы
и работы по коррекционным карточкам. Кроме всего перечисленного, по данным
таблицы я могу составить индивидуальный маршрут ученика.
Используя современные методы преподавания
математики, иду по пути повышения мотивации обучающихся, результатом которой
является повышение качества образования.Так доля обучающихся, успевающих на «4»
и «5» по результатам промежуточной аттестации составила 59,8 % на конец
периода, т.е. произошел рост качества на 23,5% в целом (рис. 7).
рис. 7
Результатом
повышения мотивации является участие обучающихся в очных олимпиадах школьного и
муниципального уровней (рис.8).
рис. 8
Видя результаты своей деятельности,
систематически работаю по распространению собственного опыта, отражающего
элементы использования современных методов преподавания математики в системе урочного
и внеурочного обучения. Это открытые уроки «Числовые выражения, содержащие знаки «+»,
«-». Вычисление координат точек.» 6-а класс 2016 год, «Деление рациональных
чисел» 6 класс 2018 год, ведение личного сайта https://nslebedeva.blogspot.com/,а также транслирование в педагогических коллективах опыта
практических результатов профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Учебный год
|
Уровень
мероприятия
|
Транслирование
педагогического опыта
|
Ссылка на подтверждающий
документ
|
|
Форма
выступления
(пед.
советы, круглые столы, мастер-классы, семинары, секции, научно-практические
конференции и т.д.).
|
Тема
|
|||
2017-2018
|
муниципальный
|
Мастер-класс
|
«Современные
методы преподавания математики в рамках реализации ФГОС ООО»
|
приказ
№287 от 12.10.2017
|
2018-2019
|
школьный
|
доклад
|
«Роль
классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ»
|
Протокол
совещания №1 от 09.01.2019
|
Моя общественная деятельность заключается в том, что
с 2015 года являюсь руководителем молодых педагогов Рубцовского района,
возглавляя методическое объединение «Школа молодого учителя». С 2014 года
являюсь членом краевой ассоциации молодых педагогов. А также принимаю участие в
методических объединениях педагогических сообществ, где обмениваюсь опытом с
коллегами (таблица 2).
Таблица 2
Учебный год
|
Уровень участия
|
Название профессионального сообщества
|
Форма участия
|
Тема выступления
|
Подтверждающий документ (копия приказа, выписка из
протокола и др.)
|
2017-2018
|
ОО
|
МО
математиков
|
Доклад
Доклад
|
«Современные
методы преподавания математики в рамках реализации ФГОС ООО»
«Внедрение
критериальной системы оценивания предметных и метапредметных УУД в
соответствии с требованиями ФГОС ООО»
|
Протокол
№1
Протокол
№2
|
2017-2018
|
муниципальный
|
1)ШМУ
2)МО
математиков
|
1)доклады
2)мастер-класс
|
1)»Структура
уроков по ФГОС», «Методы повышения мотивации обучающихся»
2)«Современные
методы преподавания математики в рамках реализации ФГОС ООО»
|
Протокол
№1
Протокол
№3
|
2017-2018
|
окружной
|
Ассоциация
молодых педагогов Алтайского края
|
участник
|
Тема
заседания:«ГеографияРубцовского образовательного округа. Атлас новых
педагогических коммуникаций»
|
Приказ
№21-05/05/346 от 20.04.2018
|
Проверяю значимость своей деятельности, участвуя в
конкурсах профессионального мастерства (таблица 3).
Таблица
3
Уровень участия
|
Наименование конкурса профессионального
мастерства, в том числе в интернет – конкурсах(некоммерческих)
|
Результат участия (сертификат, грамота, диплом и
др.)
|
Подтверждающий документ (приказ, положение, выписка
из протокола)
|
|
2017-2018
|
муниципальный
|
1)Конкурс
мастер-классов «Знаем, умеем, научим!»
2)
«Учитель года Алтая-2018»
|
Диплом
победителя
Диплом
1 степени
|
1)приказ
№287 от 12.10.2017
2)приказ
№42 от 15.02.2018
|
Я считаю, что современные методы преподавания и их
интеграция между собой запускают механизм активизации учебной деятельности,
которая в свою очередь способствует формированию универсальных учебных
действий, для достижения образовательного результата.Но образовательный результат
- это не столько знания, умения, навыки, сколько формирование личности,
способной действовать в современных условиях, на что и направлена моя
педагогическая деятельность. И важное для меня в ней - это желание моих
учеников познавать неизведанное, делать новые открытия, что способствует нашей
совместной продуктивной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий